Дмитрий Токман

Архивы
Свежие комментарии
Отсутствие образовательного стандарта может обернуться государственными проблемами

ОТМЕЧЕННЫЙ в конце минувшей недели День учителя в который уже раз заставил вспомнить о неисчерпаемых проблемах российского образования. Начиная с конца восьмидесятых годов, реформа следует за реформой, к штурвалу отечественной средней и высшей школы встают специалисты один другого даровитее. Однако восстановить порушенное реноме лучшего в мире образования, увы, пока не удаётся. Об этом редактор Приволжского представительства «РГ» беседует с известным в прошлом нижегородским педагогом-историком, заслуженным учителем РФ Борисом Духаном.

— Борис Самуилович, давайте попытаемся сформулировать главное: что необходимо выпускнику педвуза для того, чтобы стать пусть не народным и заслуженным, но просто хорошим учителем?

— Прежде всего – интерес к учительской профессии. Без этого мы получим ремесленника, а не педагога. Далее, необходимо глубокое теоретическое знание преподаваемого предмета. Ну не может учитель физкультуры учить физике – это же очевидно! Кроме того, нужно достаточно хорошо разбираться в вопросах психологии подросткового возраста, психологии отношений. Без этих трёх внутренних компонентов учителя не будет.

Есть и ряд внешних требований, первое из которых – достойный уровень жизни для человека учительской профессии. Уже сегодня из-за несоблюдения этого условия мы имеем огромные проблемы. Ведь действительно талантливый человек находит себе применение не только в одной какой-то области, и если его что-то не устраивает в школе, он уходит туда, где его таланты будут оценены по достоинству. В итоге в школе зачастую остаются люди с весьма средними способностями. А серый учитель выращивает серых учеников…

— Но ведь мы помним, что и в советское время учитель получал зарплату, скажем так, средне-нижнего уровня, но при этом количество учителей от Бога было несравненно выше, чем сегодня.

— Понимаете, в те годы была принципиально другая система. Во-первых, действовало распределение. Во-вторых, отсутствовала свобода выбора. Человеку, попавшему в школьную «струю», уходить было особо некуда. Можно было уйти в вуз, но если ты не был остепенён достаточным количеством званий и выслугой лет, на хороший заработок рассчитывать также не приходилось. Поэтому люди приходили в школу, как говорится, всерьёз и надолго.

Сегодня есть хорошая идея – вернуться к распределению выпускников государственных вузов, и я её целиком и полностью поддерживаю. Если ты получаешь из рук государства бесплатное образование – ты обязан отработать. Не нравится – есть огромное количество платных вузов. По крайней мере, проблему с чудовищной сменяемостью учителей в сельской школе таким образом можно решить.

— Предположим, вопрос комплектации штатов решить удастся. Но повысит ли это собственно качество образования?

— Не будем забывать, что основная задача учителя – научить учиться, привить ученику умение самостоятельно добывать знания. Я крайне не приветствую сегодняшнюю тенденцию узкой специализации среднего образования – это бред собачий, как, впрочем, и Единый государственный экзамен. Этот путь, на мой взгляд, заводит нашу школу в глубокие дебри. Школа может научить читать, писать, может научить учиться, но делать из ученика маленького учёного – это неправильно.

Безусловно, нужны специализированные школы: математические, физические и так далее. Но сколько их должно быть – большой вопрос. У нас сегодня создаётся необоснованно большое количество всяческих лицеев, гимназий, непонятных «авторских» программ. Нужно ли это? Если у ребёнка есть явный талант в какой-то области, нужно дать ему базовые знания, а дальнейшее развитие этого таланта – дело уже не школы, а высшего или средне-специального учебного заведения. От перегрузки средней школы специализацией весь мир уже отказался, и мы рано или поздно тоже откажемся.

— Ещё не так давно мы с гордостью называли своё образование лучшим в мире. Сегодня, к сожалению, это уже не так.

— Тем не менее российская школа унаследовала от советской хорошую, мощную базу. Не будем забывать, что значительный прорыв в сфере образования был сделан во второй половине 80-х годов – усилиями учителей-новаторов. Это было начало серьёзной реформы образования, которая на этом же и закончилась. Девяностые годы принесли в школьную жизнь чехарду и неразбериху.

Образованию необходим твёрдый государственный стандарт. В первую очередь финансовый, – ведь по сей день государство неспособно выделить необходимые средства ни на учителя, ни на ученика, затем – собственно образовательный. Одно неотделимо от другого. И я уверен, что попытка подменить образовательный стандарт Единым государственным экзаменом серьёзно понизит качество нашего образования. Глубина мышления никоим образом не измеряется умением быстро ставить галочки напротив зазубренных вариантов ответа. И уже в вузе такой выпускник столкнётся с большими проблемами.

— Борис Самуилович, испокон веку перед нашей школой стояла проблема не только образовательная, но и воспитательная. На ваш взгляд, не сдали ли мы сегодня этих позиций?

— Судите сами. Одно поколение выросло в святой убеждённости, что Павлик Морозов герой, другое – что он негодяй. Для нынешнего подрастающего поколения он уже ни то, ни другое. Понятно, что к фактам давнего и недавнего прошлого нужно подходить максимально осторожно. Но любая воспитательная работа должна строиться на основе нормального патриотизма.

А второй приоритет, на мой взгляд, — это борьба с наркоманией. Степень тяжести этой проблемы ещё как следует не осознана. Наркомания существует во всем мире, но для России она гораздо страшнее, потому что нам нечего предложить детям взамен. В крупных городах ещё есть какие-то возможности – спортивные школы, клубы по интересам. А вот если отъехать от города километров на пять – там уже вообще ничего нет!

Третья задача – воспитание нормальных человеческих отношений. Тут ничего не надо придумывать. Существуют известные десять заповедей – вот им и нужно учить в школе, и бороться с тем, что может окончательно загубить подрастающее поколение.

— За двадцать судьбоносных для России лет сменилось несколько поколений учеников – на школьной скамье сегодня сидят юные граждане другого государства. А учат их зачастую представители того же поколения, что и десятилетия назад. Нет ли здесь конфликта?

— Школа всегда была консервативной. И поколения учеников всегда сменялись быстрее, чем поколения учителей. Конечно, какая-то проблема в этом есть, но ей несколько веков. Если почитать латинские хроники, ещё там можно обнаружить жалобы на непроходимую тупость учеников. Другое дело, что резко изменилось имущественное положение учеников. Если двадцать лет назад обсуждалось, можно ли носить в школу микрокалькулятор, то сегодня многие третьеклашки ходят в школу с сотовыми телефонами. Но если ученики выключают их во время занятий, то никакого конфликта здесь нет и не будет.

— Борис Самуилович, профессия учителя всегда предполагала жертвенное отношение к своему делу. Не стало ли в сегодняшних педагогах меньше самоотверженности и подвижничества?

— К огромному сожалению – да. Количество талантливых людей вообще неуклонно сокращается, начиная где-то с пятидесятых годов. Но здесь есть более серьёзная проблема. Ведь что такое две-три тысячи рублей, которые получает человек, отдавший школе десятилетия собственной жизни? Это же насмешка, причём не столько над самим учителем, сколько над государством в целом. Ведь если не будет достойного образования, не будет ни ракет, ни балета, ни медицины, ни государства в целом. Дантон был далеко не дураком, когда говорил, что для народа самое главное после хлеба – это школа. В отсутствии достойного образования мы получим поколение отморозков, неспособных на созидание. А страна, перестающая создавать, — обречена.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.